РУССКИЙ ЖЕМЧУГ
Одним из старейших промыслов на Руси была добыча жемчуга.
Русским жемчугом жила немалая часть местных жителей — старателей-добытчиков, ювелиров и швей.
Ну, а жемчужное шитье достоверно известно с Х века, хотя, по-видимому, появилось значительно раньше. Жемчуг очень почитался на Руси. Еще в византийских летописях упоминается, что князь Святослав носил золотую серьгу с двумя жемчужинами, а у Ивана Калиты был пояс, украшенный жемчугами.
В начале XVI столетия новгородцы ездили за жемчугами в Азов и Кафу (Феодосия), для правильной покупки в торговой книге были такие правила: «А купите жемчуг все белой, чистой; а желтого никак не купите, на Руси его никто не купит».
Но добыча сказочного сырья развивалась и в северных реках. Лучший жемчуг называли «скатным», то есть круглым, катящимся. Он часто упоминается в старинных русских былинах и сказках. Так Илья Муромец, чтоб умилостивить злого царя Калину, подносит ему чистое серебро, красное золото и скатный жемчуг.
Промыслом жемчуга занимались исключительно мужчины. Температура воды в быстрых северных реках очень холодная, поэтому нырять за раковинами никто не отваживался. Но как сквозь рябь и блики на поверхности воды разглядеть лежащую на дне небольшую ракушку? Для этого старатели использовали оригинальное, хотя и незамысловатое приспособление — «водогляд». Он представлял собой полую берестяную трубу, которая опускалась одним концом в воду сквозь отверстие в плоту, а к другому концу добытчик плотно прижимался лицом, разглядывая дно реки.
Жемчуг, вынутый из раковин, твердеет не сразу. И чтобы при затвердении он не попортился, его подвергали так называемому «замариванию». В старинных книгах о ловле жемчуга в XVIII веке пишут: «Промышленники, увидя зерно, от мяса его отрывают и кладут себе в рот, в коем держат часа два и сие называется «замариванием» После этого жемчуг в мокрой тряпке держат за пазухой, пока он окончательно не затвердеет».
В новгородских музеях тоже рассказывают, что жемчуг клали за щеку и перекатывали языком, чтобы жемчужина стала гладкой и податливой. Потом её катали по столу, придавая более-менее правильную форму, так и получался ровный скатный жемчуг. Для вышивания жемчужины, пока не затвердели, протыкали тонкой иглой.
Крупные жемчужины считались зёрнами, а мелкие — весом.
Есть данные, что по добыче речного жемчуга Россия многие столетия стояла на первом месте. Достаточно сказать, что герб карельского города Кемь, включает жемчужный венок на голубом (водяном) поле. А вывоз русского жемчуга за границу в 1860 году оценивался в 182 тыс. рублей. По тем временам — огромные деньги (около миллиарда в нынешних ценах).
В архивах указывается не меньше 20 рек, в которых добывали жемчуг в петровское время. Сейчас жемчужниц в них практически нет. Причина не только в хищнических объемах добычи, но и в повреждении среды обитания моллюсков.
Если жемчуг тускнел, в деревнях знали, как вернуть ему блеск. Его спарывали и отдавали курам, потом промывали и пришивали на прежнее место.
Российский жемчуг красовался в царских коронах, на дорогих окладах икон, платьях и кокошниках, свадебных венцах. Он шёл в изобилии на изготовление ювелирных украшений. Ожерелья, серьги, кольца — всё было из местного сырья. Жемчуг из русских рек отличался серебристо-белым или голубоватым отливом.
Жемчужное низание — от слова «низать», то есть собирать несколько жемчужин или бисеринок на проволоку либо нитку. Жемчуг предварительно разбирали по величине и подбирали необходимые размеры согласно узорам, затем просверливали дырочки и нанизывали на нить или тонкую проволочку, так получалась жемчужная нить. Её накладывали на настил и после каждой жемчужины закрепляли стежками. Таким образом, достигалась прочность вышитого узора и создавались узоры на ткани. Низали разными способами: есть низанье прямое или вкось, в три пряди, в виде сетки, решётки, клетками или в шахматы, в одну или несколько нитей, фонариками, и так далее.
Праздничные женские одежды передавались по наследству, это был капитал — не столько денежный, сколько социальный — богато украшенные одежды показывали трудолюбие семьи, ее бережливость и приверженность традициям. Один исследователь, прибывший в 1843 году из Германии в Нижегородскую губернию, был потрясён украшениями русских женщин — даже самые бедные рыбачки носили на шее по нескольку ниток природного жемчуга. Представительницы высших сословий (купчихи, например) на торжества являлись совершенно унизанные перлами. От такой пышности чужестранцы теряли дар речи. В женском головном уборе могло быть до 16 кг жемчуга.